Нижний Новгород и Нижегородская область  
 

Аспирантам некогда заниматься наукой: что делать с результатами реформы

18 Июля 2017 г.
Источник: www.mk.ru
Аспирантам некогда заниматься наукой: что делать с результатами реформы

Сегодняшним российским аспирантам некогда заниматься наукой и писать диссертации: вместо этого они осваивают учебные программы и по итогам сдают бесконечные экзамены. Что делать с этим очевидным результатом реформы, «спустившей» аспирантуру с уровня науки в систему образования, решало совместное заседание Совета Российского союза ректоров (РСР) и президиума РАН с участием главы Минобрнауки Ольги Васильевой. Общее мнение академиков и ректоров — вернуть все как было.

Открывая высокое собрание, министр начала как бы за здравие, помянув некоторые достижения отечественной науки последнего времени. Однако затем в духе песнопений Швондера со товарищи о «трудных годах», за которыми идут еще более трудные, сообщила: «Задачи, стоящие перед нашей наукой, потребуют масштабных усилий. Возможно, более масштабных, чем раньше».

Одну из таких задач академики с ректорами обозначили сразу: остановить реформу, выкинувшую аспирантуру из науки и превратившую ее в бессмысленное продолжение магистратуры. Урон от этого неудачного решения несут и образование, и наука, подчеркнул и.о. президента РАН Валерий Козлов:

— Аспирантура на сегодняшний день — большая проблема! Надо принимать серьезное решение! После превращения аспирантуры в ступень образования начатый было процесс интеграции науки и образования заглох. Статус аспиранта определяет закон об образовании, а не о науке, поэтому их участие в научных исследованиях и работа над диссертацией сегодня хоть и возможны, но не обязательны. И ребята все чаще заканчивают аспирантуру без защиты.

Правда, и до реформы проблемы с аспирантурой в стране были, и главная из них — все та же низкая эффективность по защитам в срок, признал он:

— Но вместо того, чтобы решать этот вопрос — например, путем повышения аспирантских стипендий, чтобы не вынуждать ребят тратить время на подработки, или, скажем, повысив конкурс в аспирантуру, — было принято решение трактовать аспирантуру как ступень обучения. В итоге нынешние формальные требования к аспирантуре соответствуют системе образования, а значит, организациям, где она открыта, необходимы лицензии на ведение образовательной деятельности и аккредитация образовательных программ. Для вузов это несложно. А не знавшие этой практики академические институты потеряли темп и не добирают молодежь. К примеру, наш математический институт им. Стеклова раньше набирал в аспирантуру по 20–30 человек, а сейчас всего пять. Лицензия есть, а аккредитовать программу не удается. И это не частная, а системная проблема! В реформировании аспирантуры была проявлена излишняя поспешность! Необходимо восстановление традиционной, научной аспирантуры! — подытожил и.о. главы РАН.

Поторопились, констатировал глава РСР, ректор МГУ Виктор Садовничий, и с расширением перечня вузов, имеющих право на выдачу собственных дипломов о присуждении ученых степеней:

— Поначалу, с 2016 года, это право получили лишь два ведущих университета — МГУ и СпбГУ. Тогда решили, что вначале надо подвести итоги этой практики и лишь затем расширять этот список. Однако в мае этого года вышло постановление правительства о включении в перечень почти 100 вузов: 10 федеральных университетов, 29 национальных исследовательских и т.д. Причем сделали это безо всякого обсуждения итогов. А двигаться надо очень осторожно! Мы в МГУ, например, из более чем 100 имеющихся диссоветов наделили таким правом лишь 39 и, возможно, добавим к ним не более 30.

В Минобрнауки, дала понять Васильева, к контрреформе аспирантуры морально готовы:

— Уже в текущем году мы предлагаем: отменить аккредитацию для образовательных программ аспирантуры, сделать приоритетом аспирантуры проведение научных исследований, а также вернуть обязательную защиту диссертации по завершении обучения. А после 2018 года мы готовы создать рабочую группу по более серьезной реформе системы подготовки высших научных кадров. Одновременно мы предлагаем рассмотреть возможность продления срока научных исследований до 5 лет.

Примечательно, что одновременно министр пообещала, что по крайней мере на 2018 год все имеющиеся в аспирантуре бюджетные места будут сохранены. Таким образом, реализация высказанной ею ранее идеи сокращения отечественной аспирантуры как минимум откладывается.

Новости

Все новости

Громкий скандал разразился после выступления школьника из Нового Уренгоя перед депутатами бундестага по случаю Дня национального траура в Германии.

20 Ноября 2017 г.

Министр образования и науки РФ Ольга Васильева заявила, что выдача образовательных кредитов может возобновиться осенью 2018 года.

17 Ноября 2017 г.

Минобрнауки подготовило расписание мониторинга качества школьного обучения на 2018 год. В нем будут участвовать ученики всех классов средней и старшей школы, но по разным предметам.

03 Ноября 2017 г.

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки представила новые бланки Единого государственного экзамена, сообщает Агентство городских новостей «Москва» со ссылкой на пресс-службу ведомства.

02 Ноября 2017 г.

Частные детсады и ясли смогут получить господдержку, если будут предоставлять бюджетные места тем детям, которым их не хватило в муниципальных садиках.

05 Октября 2017 г.
Выберите регион