Нижний Новгород и Нижегородская область  
Дни открытых дверей Рейтинг вузов Отзывы Пресс-релизы Новости Доска объявлений Специальности MBA
Поиск специальности высшего образования
Расширенный поиск
Свернуть

020400 Биология (Бакалавриат)

Найти все специальности группы 020000 Естественные науки в Нижнем Новгороде и в Нижегородской области Найти все специальности 020400 Биология в Нижнем Новгороде и в Нижегородской области

ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАКАЛАВРОВ

1. Область профессиональной деятельности выпускников по направлению подготовки 020400 Биология включает:

  • исследование живой природы и ее закономерностей,
  • использование биологических систем в хозяйственных и медицинских целях,
  • охрана природы.

Сферой профессиональной деятельности выпускников являются:

  • научно-исследовательские, научно-производственные, проектные организации;
  • органы охраны природы и управления природопользованием;
  • образовательные учреждения (в установленном порядке).

2. Объектами профессиональной деятельности выпускников по направлению подготовки 020400 Биология являются:

  • биологические системы различных уровней организации;
  • процессы их жизнедеятельности и эволюции;
  • биологические, биоинженерные, биомедицинские, природоохранительные технологии;
  • биологическая экспертиза и мониторинг;
  • оценка и восстановление территориальных биоресурсов.

3. Бакалавр по направлению подготовки 020400 Биология готовится к следующим видам профессиональной деятельности:

  • научно-исследовательской,
  • научно-производственной проектной,
  • организационно-управленческой деятельности,
  • а также к педагогической деятельности (в установленном порядке).

Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится бакалавр, определяются высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей.

4. Бакалавр по направлению подготовки 020400 Биология должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:

  • деятельность в соответствии с профилем подготовки:
    • научно-исследовательская деятельность в составе группы;
    • подготовка объектов и освоение методов исследования;
    • участие в про ведении лабораторных и полевых биологических исследований по заданной методике;
    • выбор технических средств и методов работы, работа на экспериментальных установках, подготовка оборудования;
    • анализ получаемой полевой и лабораторной биологической информации с использованием современной вычислительной техники;
    • составление рефератов и библиографических списков по заданной теме;
    • участие в разработке новых методических подходов;
    • участие в подготовке научных отчетов, обзоров, публикаций, патентов, организации конференций;
  • научно-производственная и проектная деятельность:
    • участие в контроле процессов биологического производства;
    • получение биологического материала для лабораторных исследований;
    • участие в про ведении биомониторинга и оценке состояния природной среды, планировании и проведении мероприятий по охране природы;
    • участие в проведении полевых биологических исследований;
    • обработка и анализ полученных данных с помощью современных информационных технологий;
    • участие в подготовке и оформлении научно-технических проектов, отчетов и патентов;
  • организационно-управленческая деятельность:
    • участие в планировании и про ведении мероприятий по охране природы, оценке и восстановлению биоресурсов, управлению и оптимизации природопользованием;
    • участие в организации полевых и лабораторных работ, семинаров, конференций;
    • участие в составлении сметной и отчетной документации;
    • обеспечение техники безопасности;
  • педагогическая деятельность (в установленном порядке в соответствии с полученной дополнительной квалификацией):
    • подготовка и проведение занятий по биологии, экологии, химии в общеобразовательных учреждениях, экскурсионная, просветительская и кружковая работа.

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА

1. Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

  • следует этическим и правовым нормам в отношении других людей и в отношении природы (принципы биоэтики), имеет четкую ценностную ориентацию на сохранение природы и охрану прав и здоровья человека (OК-1);
  • уважает историческое наследие и культурные традиции своей страны, понимает пути ее развития, соблюдает ее правовые нормы и конституцию и интересы ее безопасности (ОК-2);
  • при обретает новые знания и формирует суждения по научным, социальным и другим проблемам, используя современные образовательные и информационные технологии (ОК-3);
  • выстраивает и реализует перспективные линии интеллектуального, культурного, нравственного, физического и профессионального саморазвития и самосовершенствования (ОК-4);
  • использует нормативные право вые документы в своей деятельности (ОК-5);
  • использует в познавательной и профессиональной деятельности базовые знания в области математики и естественных наук, применяет методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК-6);
  • использует в познавательной и профессиональной деятельности базовые знания в области гуманитарных и экономических наук (ОК-7);
  • проявляет экологическую грамотность и использует базовые знания в области биологии в жизненных ситуациях; понимает социальную значимость и умеет прогнозировать последствия своей профессиональной деятельности, готов нести ответственность за свои решения (ОК-8);
  • критически анализирует, переоценивает свой профессиональный и социальный опыт, при необходимости готов изменить профиль своей профессиональной деятельности (ОК-9);
  • демонстрирует способность к письменной и устной коммуникации на родном языке, навыки культуры социального и делового общения (ОК-10);
  • демонстрирует способность к коммуникации и навыки делового общения на иностранных(ом) языках (OК-11);
  • использует основные технические средства в профессиональной деятельности: работает на компьютере и в компьютерных сетях, использует универсальные пакеты прикладных компьютерных программ, создает базы данных на основе ресурсов Интернет, способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (OK-12);
  • способен использовать базовые знания и навыки управления информацией для решения исследовательских профессиональных задач, соблюдает основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-13);
  • проявляет творческие качества (OК-14);
  • правильно ставит цели, проявляет настойчивость и выносливость в их достижении (OК-15);
  • заботится о качестве выполняемой работы (OК-16);
  • понимает и соблюдает нормы здорового образа жизни, владеет средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, готов к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-17);
  • умеет работать самостоятельно и в команде (OK-18);
  • владеет основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-19).

2. Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

    • демонстрирует базовые представления о разнообразии биологических объектов, понимание значения биоразнообразия для устойчивости биосферы (ПК-1);
    • использует методы наблюдения, описания, идентификации, классификации, культивирования биологических объектов (ПК-2);
    • демонстрирует знание принципов структурной и функциональной организации биологических объектов и механизмов гомеостатической регуляции; применяет основные физиологические методы анализа и оценки состояния живых систем (ПК-3);
    • демонстрирует знание принципов клеточной организации биологических объектов, биофизических и биохимических основ, мембранных процессов и молекулярных механизмов жизнедеятельности (ПК-4);
    • применяет современные экспериментальные методы работы с биологическими объектами в полевых и лабораторных условиях, навыки работы с современной аппаратурой (ПК-5);
    • демонстрирует базовые представления об основных закономерностях и современных достижениях генетики, о геномике, протеомике (ПК-6);
    • понимает роли эволюционной идеи в биологическом мировоззрении; имеет современные представления об основах эволюционной теории, о микро- и макроэволюции (ПК-7);
    • имеет базовые представления о закономерностях воспроизведения и индивидуального развития биологических объектов; использует методы получения и работы с эмбриональными объектами (ПК-8);
    • демонстрирует и применяет базовые представления об основах общей, системной и прикладной экологии, принципах оптимального природопользования и охраны природы (ПК-9);
    • демонстрирует базовые представления об основах биологии человека, профилактике и охране здоровья и использует их на практике, владеет средствами самостоятельного достижения должного уровня физической подготовленности (ПК-10);
    • демонстрирует современные представления об основах биотехнологии и генной инженерии, нанобиотехнологии, молекулярного моделирования (ПК-11);
    • знает принципы мониторинга, оценки состояния природной среды и охраны живой природы, участвует в планировании и реализации соответствующих мероприятий (ПК-12);
    • оперирует правовыми основами исследовательских работ и законодательства РФ в области охраны природы и природопользования, соблюдает нормы авторского права (ПК-13);
    • умеет вести дискуссию и преподавать (в установленном порядке) основы биологии и экологии (ПК-14);
  • научно-исследовательская деятельность:
    • способен эксплуатировать современную аппаратуру и оборудование для выполнения научно-исследовательских полевых и лабораторных биологических работ (ПК-15);
    • применяет на практике приемы составления научно-технических отчетов, обзоров, аналитических карт и пояснительных записок (ПК-16);
    • понимает, излагает и критически анализирует получаемую информацию и представляет результаты полевых и лабораторных биологических исследований (ПК-17);
  • научно-производственная и проектная деятельность:
    • применяет на производстве базовые общепрофессиональные знания теории и методов современной биологии (ПК-18);
    • пользуется современными методами обработки, анализа и синтеза полевой и лабораторной биологической информации, демонстрирует знание принципов составления научно-технических проектов и отчетов (ПК-19);
    • пользуется нормативными документами, определяющими организацию и технику безопасности работ (ПК-20);
  • организационно-управленческая деятельность:
    • понимает и применяет на практике методы управления в сфере биотехнологии, природопользования и восстановления и охраны биоресурсов (ПК-21);
  • педагогическая деятельность:
    • использует знания основ психологии и педагогики в преподавании биологии (ПК-22);
    • занимается просветительской деятельностью среди населения с целью повышения образовательного уровня общества (ПК-23).

Выберите регион