Нижний Новгород и Нижегородская область  
Дни открытых дверей Рейтинг вузов Отзывы Пресс-релизы Новости Доска объявлений Специальности MBA
Поиск специальности высшего образования
Расширенный поиск
Свернуть

050400 Психолого-педагогическое образование (Бакалавриат)

Найти все специальности группы 050000 Образование и педагогика в Нижнем Новгороде и в Нижегородской области Найти все специальности 050400 Психолого-педагогическое образование в Нижнем Новгороде и в Нижегородской области

ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАКАЛАВРОВ

1. Область профессиональной деятельности бакалавров включает: образование (общее, коррекционное, инклюзивное); социальную сферу; здравоохранение; культуру.

2. Объектами профессиональной деятельности бакалавров являются:

  • обучение;
  • воспитание;
  • индивидуально-личностное развитие обучающихся;
  • здоровье обучающихся;
  • психолого-педагогическое и социальное сопровождение обучающихся, педагогов и родителей в образовательных учреждениях различного типа и вида;
  • социализация.

3. Бакалавр по направлению подготовки 050400 Психолого-педагогическое образование готовится к следующим видам профессиональной деятельности:

  • психолого-педагогическое сопровождение дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования;
  • психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в специальном и инклюзивном образовании;
  • социально-педагогическая деятельность;
  • педагогическая деятельность в дошкольном образовании;
  • педагогическая деятельность на начальной ступени общего образования.

Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится бакалавр, определяются высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей.

4. Бакалавр по направлению подготовки 050400 Психолого-педагогическое образование должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:

  • Общие для всех видов профессиональной деятельности:
    • реализация на практике прав ребенка;
    • создание условий для полноценного обучения, воспитания обучающихся, взаимодействия и общения ребенка со сверстниками и взрослыми, социализация обучающихся;
    • участие в создании психологически комфортной и безопасной образовательной среды в учреждении;
    • повышение уровня психологической компетентности участников образовательного процесса;
    • участие в междисциплинарных психолого-педагогических и социально-реабилитационных мероприятиях во взаимодействии со смежными специалистами;
    • использование здоровье сберегающих технологий в профессиональной деятельности;
    • использование научно обоснованных методов и современных информационных технологий в организации собственной профессиональной деятельности;
    • систематическое повышение своего профессионального мастерства;
    • соблюдение норм профессиональной этики;
    • повышение собственного общекультурного уровня;
    • соблюдение требований охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.
  • В области психолого-педагогического сопровождения дошкольного общего, дополнительного и профессионального образования:
    • проведение психологического (диагностического) обследования детей с использованием стандартизированного инструментария, включая первичную обработку результатов;
    • проведение коррекционно-развивающих занятий по рекомендованным методикам;
    • работа с педагогами с целью организации эффективного учебного взаимодействия детей и их общения в образовательных учреждениях и в семье;
    • создание во внешкольной деятельности благоприятных условий для развития творческих возможностей каждого ребенка;
    • помощь школьникам в процессе профессиональной ориентации и профессионального самоопределения;
    • участие в разработке индивидуальных траекторий развития детей и подростков.
  • В области психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в специальном и инклюзивном образовании:
    • проведение дифференциальной диагностики для определения типа отклонений;
    • проведение психологического обследования детей с сенсорными, речевыми и двигательными нарушениями разного возраста с использованием рекомендованного инструментария, включая первичную обработку результатов и умение формулировать психологическое заключение;
    • проведение занятий с обучающимися по утвержденным рекомендованным коррекционным программам;
    • работа с педагогами и родителями с целью организации эффективных учебных взаимодействий детей с ОВ3 и их общения в образовательных учреждениях и в семье;
    • создание благоприятной и психологически комфортной социальной среды с привлечением родителей и членов семьи здоровых детей и детей с ОВ3.
  • В области социально-педагогической деятельности:
    • осуществление комплекса мероприятий по социальной защите обучающихся из числа детей-сирот и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, включая взаимодействие социальных институтов;
    • организация комплекса мероприятий по развитию и социальной защите обучающихся в образовательном учреждении и по месту жительства;
    • организация социально полезных видов деятельности обучающихся, развитие социальных инициатив, социальных проектов;
    • выявление потребностей, проблем, конфликтных ситуаций и отклонений в поведении обучающихся, выявление и развитие их интересов;
    • формирование у обучающихся профессионального самоопределения и навыков поведения на рынке труда;
    • организация посредничества между обучающимися и социальными институтами.
  • В области педагогической деятельности в дошкольном образовании:
    • осуществление процесса обучения и воспитания в соответствии с основной общеобразовательной программой дошкольного образования с использованием психологически обоснованных методов обучения и воспитания, ориентированных на развитие игровой деятельности;
    • создание оптимальных условий адаптации детей к дошкольным образовательным учреждениям;
    • обеспечение охраны жизни и здоровья детей в образовательном процессе;
    • работа по обеспечению совместно с другими специалистами (психологом, логопедом, педиатром) и семьей готовности ребенка к обучению в общеобразовательном учреждении.
  • В области педагогической деятельности на начальной ступени общего образования:
    • реализация в учебном процессе образовательных про грамм начального общего образования с использованием современных психолого-педагогических методов, ориентированных на формирование и развитие учебной деятельности обучающихся;
    • создание оптимальных условий для адаптации обучающихся к начальному периоду учебной деятельности;
    • интеллектуальное, личностное и нравственное развитие обучающихся в процессе формирования учебной деятельности;
    • взаимодействие с педагогами, администрацией образовательного учреждения и родителями в целях развития обучающихся с учетом возрастных норм;
    • формирование у обучающихся учебно-познавательной мотивации и умения УЧИТЬСЯ как необходимого результата их подготовки к освоению образовательной программы основного общего образования.

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА

1. Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

  • способен использовать в профессиональной деятельности основные законы развития современной социальной и культурной среды (OК-1);
  • владеет историческим методом и умеет его применять к оценке социокультурных явлений (ОК-2);
  • владеет моральными нормами и основами нравственного поведения (ОК-3);
  • готов использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-4);
  • способен последовательно и грамотно формулировать и высказывать свои мысли, владеет русским литературным языком, навыками устной и письменной речи, способен выступать публично и работать с научными текстами (ОК-5);
  • готов использовать знания иностранного языка для общения и понимания специальных текстов (ОК-6);
  • владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации; имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией; осознаёт сущность и значение информации в развитии современного общества, способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-7);
  • способен учитывать этнокультурные и конфессиональные различия участников образовательного процесса при построении социальных взаимодействий (ОК-8);
  • способен понять принципы организации научного исследования, способы достижения и построения научного знания (ОК-9);
  • владеет средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, готов к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-10);
  • выполняет требования гигиены, охраны труда; способен формировать навыки здорового образа жизни и безопасной образовательной среды с учетом требования гигиены и охраны труда, владеет основными методами защиты работников, обучающихся и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-11).

2. Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

  • Общими для всех видов профессиональной деятельности (ОПК):
    • способен учитывать общие, специфические (при разных типах нарушений) закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития, особенности регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях (ОПК-1);
    • готов применять качественные и количественные методы в психологических и педагогических исследованиях (ОПК-2);
    • готов использовать методы диагностики развития, общения, деятельности детей разных возрастов (ОПК-3);
    • готов использовать знание различных теорий обучения, воспитания и развития, основных образовательных программ для обучающихся дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов (ОПК-4);
    • готов организовывать различные виды деятельности: игровую, учебную, предметную, продуктивную, культурно-досуговую. (ОПК-5);
    • способен организовать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды (ОПК-6);
    • готов использовать знание нормативных документов и знание предметной области в культурно-просветительской работе (ОПК-7);
    • способен понимать высокую социальную значимость профессии, ответственно и качественно выполнять профессиональные задачи, соблюдая принципы профессиональной этики (ОПК-8);
    • способен вести профессиональную деятельность в поликультурной среде, учитывая особенности социо-культурной ситуации развития (ОПК-9);
    • способен принимать участие междисциплинарном и межведомственном взаимодействии специалистов в решении профессиональных задач (ОПК-10);
    • готов применять в профессиональной деятельности основные международные и отечественные документы о правах ребенка и правах инвалидов (ОПК-11);
    • способен использовать здоровьесберегающие технологии в профессиональной деятельности, учитывать риски и опасности социальной среды и образовательного пространства (ОПК-12).
  • В деятельности по психолого-педагогическому сопровождению дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования (ПКПП):
    • способен организовать совместную и индивидуальную деятельность детей в соответствии с возрастными нормами их развития (ПКПП-1);
    • готов применять утвержденные стандартные методы и технологии, позволяющие решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи (ПКПП-2);
    • способен осуществлять сбор и первичную обработку информации, результатов психологических наблюдений и диагностики (ПКПП-3);
    • способен к рефлексии способов и результатов своих профессиональных действий (ПКПП-4);
    • способен осуществлять психологическое просвещение педагогов и родителей по вопросам психического развития детей (ПКПП-5);
    • способен эффективно взаимодействовать с педагогами образовательного учреждения и другими специалистами по вопросам развития детей в игровой и учебной деятельности (ПКПП-6);
    • способен выстраивать развивающие учебные ситуации, благоприятные для развития личности и способностей ребенка (ПКПП-7);
    • способен формировать психологическую готовность будущего специалиста к профессиональной деятельности (ПКПП-8);
    • готов руководить проектно-исследовательской деятельностью обучающихся (ПКПП-9);
    • способен использовать и составлять профессиограммы для различных видов профессиональной деятельности (ПКПП-10);
    • способен проводить консультации, профессиональные собеседования, тренинги для активизации профессионального самоопределения обучающихся (ПКПП-11);
  • В области психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в специальном и инклюзивном образовании (ПКСПП):
    • способен организовать совместную и индивидуальную деятельность детей с разными типами нарушенного развития в соответствии с их возрастными, сенсорными и интеллектуальными особенностями (ПКСПП-1);
    • готов применять рекомендованные методы и технологии, позволяющие решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи (ПКСПП-2);
    • способен осуществлять сбор и первичную обработку информации об истории развития и заболевания детей с ограниченными возможностями здоровья разного типа (ПКСПП-3);
    • способен контролировать стабильность своего эмоционального состояния во взаимодействии с детьми, имеющими ОВЗ и их родителями (ПКСПП-4);
    • способен осуществлять психологическое просвещение педагогов и родителей по вопросам особенностей психического развития детей с разными типами нарушенного развития (ПКСПП-5);
    • способен эффективно взаимодействовать с педагогами коррекционного образовательного учреждения и другими специалистами по вопросам развития обучающихся в коммуникативной, игровой и учебной деятельности (ПКСПП-6);
    • способен собрать и подготовить документацию о ребенке для обсуждения его проблем на психолого-медико-педагогическом консилиуме образовательного учреждения (ПКСПП-7).
  • В социально-педагогической деятельности (ПКСП):
    • готов к организации мероприятий по развитию и социальной защите обучающегося (ПКСП-1);
    • способен к выявлению интересов, трудностей, проблем, конфликтных ситуаций и отклонений в поведении обучающихся (ПКСП-2);
    • умеет составлять про граммы социального сопровождения и поддержки (ПКСП-3);
    • способен участвовать в разработке и реализации социально ценной деятельности обучающихся, развитии социальных инициатив, социальных проектов (ПКСП-4);
    • готов выстраивать профессиональную деятельность на основе знаний об устройстве системы социальной защиты детства (ПКСП-5);
    • владеет методами социальной диагностики (ПКСП-6);
    • способен выступать посредником между обучающимся и различными социальными институтами (ПКСП-7).
  • В педагогической деятельности в дошкольном образовании (ПКД):
    • способен организовать игровую и продуктивные виды деятельности детей дошкольного возраста (ПКД-1);
    • готов реализовывать профессиональные задачи образовательных, оздоровительных и коррекционно-развивающих про грамм (ПКД-2);
    • способен обеспечить соответствующее возрасту взаимодействие дошкольников в детских видах деятельности (ПКД-3);
    • готов обеспечить соблюдение педагогических условий общения и развития дошкольников в образовательном учреждении (ПКД-4);
    • способен осуществлять сбор данных об индивидуальных особенностях дошкольников, проявляющихся в образовательной работе и взаимодействии со взрослыми и сверстниками (ПКД-5);
    • способен осуществлять взаимодействие с семьей, педагогами и психологами образовательного учреждения по вопросам воспитания, обучения и развития дошкольников (ПКД-6).
  • В педагогической деятельности на начальной ступени общего образования (ПКНО):
    • способен организовать на уроках совместную и самостоятельную учебную деятельность, деятельность младших школьников, направленную на достижение целей и задач реализуемой образовательной программы (ПКНО-1);
    • способен проводить диагностику уровня освоения детьми содержания учебных программ с помощью стандартных предметных заданий, внося (совместно с методистами) необходимые изменения в построение учебной деятельности (ПКНО-2);
    • способен участвовать в построении и изменении индивидуальной образовательной траектории обучающегося (ПКНО-3);
    • готов создавать условия, облегчающие адаптацию детей к учебному процессу на начальном этапе обучения в школе (ПКНО-4);
    • готов организовать индивидуальную и совместную учебную деятельность обучающихся, основанную на применении развивающих образовательных программ (ПКНО-5);
    • готов во взаимодействии с психологом проводить комплекс мероприятий по профилактике трудностей адаптации детей к освоению образовательных про грамм основного общего образования (ПКНО-6);
    • готов осуществлять сбор данных об индивидуальных особенностях детей, проявляющихся в учебной работе и в общении со сверстниками (ПКНО-7);
    • способен эффективно взаимодействовать с родителями, педагогами и психологами образовательного учреждения по вопросам воспитания, обучения и развития учеников (ПКНО-8).

Выберите регион